Открытие киевской детской железной дороги, которая имитирует настоящую, состоялось в 1953 году в начале августа на территории небольшого Сырецкого парка, который на то время был уединённым пустынным местом с чистым воздухом, недалеко от Бабьего Яра. Строительство детской узкоколейки протяжённостью около трёх километров с официальным названием — малая ЮЗЖД осуществлялось совместными усилиями железнодорожников ЮЗЖД и отрядами комсомольцев. Первый подвижной состав из голубых и тёмно-красных вагончиков провёл легендарный машинист П.Кривонос, который в те годы руководил ЮЗЖД.
Когда запускалась железная дорога, в её техническом «парке» был лишь один узкоколейный паровоз, построенный в Германии, и пять деревянных вагонов. Немного позже на ДЖД были доставлены два новых советских электрических локомотива. У дороги было всего три остановочных пункта: основная станция с платформой — «Пионерская», правда, её позже уничтожил огонь, «Яблонька» и «Техническая». На станции «Пионерская» состав стоял до двадцати мин., на станции «Яблонька» подвижной состав останавливался лишь на пять мин., а на «Технической» поезд совсем не останавливался. Позже достроили новый участок и открыли тупиковую станцию — «Комсомольская». Отправляясь одновременно с «Комсомольской» и «Пионерской» поезда разъезжались на «Технической». В 70-х годах исчезла «Комсомольская», а до станции «Яблонька» от мостового сооружения через глубокий овраг (виадук высотой до 20 м и длиной ста был построен в 1954), были проложены 50 метров нового железнодорожного пути. Поезда на железной дороге по пути следования описывали петлю по образовавшемуся замкнутому кольцу.
В восьмидесятые на малой ЮЗЖД ходило три подвижных состава, каждый с четырьмя вагончиками: «Орлёнок» — тёмно-красного цвета, «Чебурашка» — светло-зелёного цвета (позже его переименовали в «Малыша»), «Пионер» — голубого цвета, который только и эксплуатировался в то время. 90-ые годы оказались достаточно сложными для ДЖД, практически все вагоны, локомотивы, паровозы и тепловозы продали, списали или порезали на металлолом.
К началу 2001 столичная власть дала шанс на вторую жизнь малой ЮЗЖД, проведя реконструкцию ветки «детской» дороги — отремонтировали пути, отреставрировали все станции, станцию «Техническая» переименовали в «Вишенку», сделав её главной и построив здесь новый корпус, в котором два учебных класса и компьютерный кабинет. В порядок привели узкоколейные тепловозы и отремонтировали три вагона «Pafawag».
В 2005 году начали строительство депо, и теперь весь подвижной состав может отстаиваться на ограждённой площадке.
Особенность этой парковой железной дороги в том, что это настоящая железная дорога, только узкоколейная, по которой курсируют настоящие поезда из настоящих вагончиков и тепловозов. Здесь дети-школьники проходят внешкольное образование, занимаясь в кружке «Юного железнодорожника» и получают обучение по железнодорожным специальностям — дежурного по железнодорожной станции, кассира, машиниста тепловоза, диспетчера, контролирующего движение поездов, проводника. Главное, что на детской железной дороге работают одни дети, достигшие десятилетнего возраста и до 15 лет. С начала октября и до последних дней апреля дети овладевают теоретическими знаниями, а с мая по октябрь проходят практическую подготовку.
Вежливое, обходительное и предупредительное отношение юных проводников не оставляет безучастными даже лишённых душевной чуткости взрослых пассажиров. Юные железнодорожники не просто отрабатывают практические навыки, а пропускают каждый рейс через себя, а чтобы ни детям, ни взрослым время пребывания в пути между станциями не казалось скучным, они организовывают целые экскурсии по парку, которые в какой-то степени бывают даже и поучительными.
Хоть эта дорога и детская, однако она оснащена шестью световыми сигнальными устройствами для регулирования движения, полуавтоматической системой интервального управления движением подвижных составов, настоящей радиосвязью локомотива с поездом и со станциями. Внутреннее и внешнее оформление комфортабельных вагончиков радует глаз и поднимает настроение деткам и их родителям. Настоящий электролокомотив под аккомпанемент гудков везёт настоящие вагончики, в которых находятся малыши со своими родителями. Ребёнок-проводник проверяет билеты у детей пассажиров, компостируя их простым дыроколом. На станциях одна смена детей-проводников сменяет другую, а бригада детей-ремонтников исследует техническое состояние каждого вагончика. Здесь всё по-настоящему, только, разумеется, под наблюдением взрослых — ведь они ещё учатся этой профессии.
ДЖД пользуется огромной популярностью, об этом говорит количество желающих прокатиться, да и стоимость на билеты не очень высокая. Движение поездов осуществляется каждые 20 мин. с первых майских дней до последнего августовского воскресенья. На открытии ДЖД и по праздникам подвижной состав водит ярко красный немецкий паровоз, работающий на дровах, именно такой водил составы в первые годы существования железной дороги, а в остальные дни — тепловоз типа — ТУ2.
Дополнительная информация:
Узкоколейный паровозик — настоящий, производился в Германии на з-де К.Маркса в городе Бабельсберг, его вес — 26 т и может мчаться со скоростью 35 км в час. В Киеве имеется другой модернизированный паровоз, который представлен в реальных размерах и используется для проведения экскурсий на столичном Центральном вокзале, и работает он на мазуте.
Добраться до ДЖД можно от ст. м. «Дорогожичи» на троллейбусе, ехать в направлении ст. м. «Шулявская» или в обратном направлении до улицы Гонты, по ней дойти пешком до парка «Сырецкий».
Адрес: улица Шамрыло, 4, недалеко от станции метро «Дорогожичи»
Телефон для справок: +380 (44) 4584834.
Режим работы: 11-00 — 15-30
в мае — по вс. и праздникам,
с июня по август — по сб., вс. и праздникам.